Цыганские танцы
История танца Русских цыган
Цыганское искусство танца и пения в России было явлением «для внутреннего употребления» вплоть до конца 18 века. Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия . Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма «Цыганы» положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть огневые пляски. Родилась идея создания так называемых цыганских хоров, покровителями которых выступали известные и богатые люди. Даже пестрый женский костюм был придуман графом А.Г. Орловым-Чесменским для его цыганского хора. Цыгане стали выступать в крупных столичных ресторанах. Без атмосферы беззаботного веселья, которую создавали цыгане, стал невозможен любой праздник. Именно с той поры и по сей день широкое, бесшабашное русское гулянье напрямую ассоциируется с цыганами.
Спрос на цыганское искусство быстро рос, а соответственно, росла и конкуренция. Цыганским артистам приходилось постоянно повышать своё исполнительское мастерство, осваивать новые сценические приёмы, искать свежие формы. Так формировалось профессиональное цыганское искусство. Цыгане-артисты, выступавшие перед широкой публикой, помимо традиционного фольклора, стали включать в свой репертуар авторские городские песни, которые они исполняли в своей манере. Танец тоже претерпел определённые изменения.
Мужской цыганский танец во многом усложнился под влиянием чечётки, которая была очень популярна в дореволюционной России. Первым танцором, который соединил традиционные цыганские дробные проходки с приёмами чечётки, был Николай Чубаров. Он хлопал себя по груди, голенищам и подошвам сапог, придавая танцу взрывной и динамичный характер. Эта новая манера оказалась настолько привлекательна для зрителя, что после Чубарова уже все стали танцевать подобным образом.
В начале 20 века стала меняться и женская пляска. Считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья, которая брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.
Немного о цыганском танце:
(Цыганские танцы – это не только потрясти плечами и помахать юбкой!!!)
Цыганские танцы, песни и игра на гитаре прежде всего воспринимается как ослепительное шоу, яркий музыкальный спектакль. Звон гитар, гипнотический ритм дробей, вихрь резких движений – всё это завораживает, вовлекает в магический круг. Но главный секрет притягательности в том, что под внешней красотой сценического действа скрывается глубокий внутренний смысл.
Настоящие цыганские танцы не имеют готового сценария, в танце есть всегда место импровизации, выражению живого, искреннего чувства.
Цыганское искусство – это целый мир, который имеет свою историю, свой язык, свои особенности.
Цыганская музыка по сути несет в себе больше грусти, чем радости. Это крик души, облечённый в форму песни.
Исполнитель цыганского танца, пения раскрывает своим искусством и личную драму, и горести многих поколений…
Нельзя исполнять «цыганское искусство» на одном лишь профессиональном мастерстве: артист должен быть вдохновлён, иметь особое внутренне состояние, и тогда песня станет – магией, а танец – шаманством!
Цыганский танец имеет существенный плюс: в нём не существует никаких возрастных ограничений! Танцует и стар и млад!
Трудно остаться равнодушным к этому искусству: помимо необыкновенной красоты , которая завораживает зрителя и слушателя, цыганские танцы подкупают внутренней глубиной ,подлинным драматизмом ,первобытной искренностью эмоций. Влюбившись в цыганские танцы, останешься его поклонником навсегда!